1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Общая физическая подготовка» разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29
декабря 2012 года N 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012
года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ
Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598);
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30
августа 2013 г. N 1015 Федерального перечня учебников, рекомендованный
Министерством образования Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019
учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014
года № 253) (с изменениями от 2017 года Приказы № 535, 581, 629);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва, зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2);
- Учебного плана МБОУ «Мугайская ООШ» на 2022 -2023 учебный год;
- Плана – сетки внеурочной деятельности 1-4 классов МБОУ «Мугайская
ООШ» на 2022-2023 учебный год;
на основе:
« Комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1- 11
классов» В. И. Ляха, А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2008г. Программа
рассчитана на обучающихся 1- 4 классов.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель программы:
- формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа
жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности.
Задачи:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических
качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих
систем организма;
–
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством
обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям
из базовых видов спорта;
–
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении
в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
–
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
–
Рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом
интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных
особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в
повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр, что
позволяет большую часть занятий проводить на улице.
3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
На изучение предмета «физическая культура» отводится 2 часа в неделю с 1 по
4 классы. Для укрепления здоровья и формирования осознанного отношения к
здоровому образу жизни во всех классах с первого по четвёртый реализуются
программы по внеурочной деятельности, направленные на развитие двигательной
активности школьников в количестве 1 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её
совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа
жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социальнонравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность
российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков
образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является
человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность
формирования
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и
занятий общей физической подготовкой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов
спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация
отдыха и досуга с использованием средств физической подготовки;
• изложение фактов истории развития физической подготовки, характеристика её
роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
• представление общей физической подготовки как средства укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития
(длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелтельное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их
устранения;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности ;
• организация и проведение занятий общей физической подготовки с разной
целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение
их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса,
регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических
качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд,
упражнений;
подсчёт при выполнении общеразвивающих
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком
техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными
способами, в различных условиях.
6. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Основы знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на
спортивной площадке. Общие сведения о травмах и причинах травматизма.
Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы.
Двигательные умения и навыки (31 час).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, прыгучесть.
Совершенствование навыков естественных видов движений.
Упражнения на гибкость: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на
растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах.
Упражнения на развитие быстроты: беговые эстафеты, челночный бег, бег по10 –
30 метров.
Упражнения на развитие прыгучести: прыжки со скакалкой, в высоту, в глубину, с
места, многоскоки.
Строевая подготовка: Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки,
прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе;
прыжки "лягушкой";
Подвижные игры и эстафеты: эстафеты с предметами и без предметов, эстафеты с
преодолением препятствий. Подвижные игры "Смена мест", "Становись разойдись", "Брось - поймай", "Подвижная мишень", "Прокати быстрее мяч", "
Вызов номеров " и др.
2 класс
Основы теоретических знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах. Краткие
сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее
развитие.
Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на
увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
Двигательные умения и навыки (32 часа).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость,
выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов
движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения
в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические
упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые
эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с
упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и
комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный
бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы
брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со
скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на
одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым
боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой";
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, преодоление
полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; Комплексы
упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными
движениями руками и ногами; хождение по наклонной скамейке;
Подвижные игры и игры с элементами баскетбола. Баскетбол. Передвижения;
остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя
руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом. Эстафеты с
мячами; Подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания.
3 класс
Основы теоретических знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на
спортивной площадке. Гигиеническое значение водных процедур. Правила
применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее
значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека. Ознакомление с
местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь,
одежда и обувь для занятий и соревнований.
Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и
оборудованием.
Двигательные умения и навыки (32 часа).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость,
выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов
движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения
в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические
упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые
эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с
упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и
комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный
бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы
брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со
скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.
Дистанция, интервал, движение в колонне
Исполнительные и предварительные команды.
и
фронтальным
методом.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на
двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и
левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с
ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально,
спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной
скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений
избирательной направленности на отдельные группы мышц; подтягивания и
отжимания; упражнения в равновесии.
Подвижные игры и игры с элементами баскетбола.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в
движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры с
элементами бега, прыжков, метания "Бросай - поймай", "Выстрел в небо" и др.
4 класс
Основы теоретических знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на
спортивной площадке. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Пульс,
частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и
работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль. Двигательные качества,
развиваемые в результате занятий.
Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная
терминология.
Двигательные умения и навыки (32 часа).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость,
выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов
движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения
в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические
упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые
эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с
упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и
комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный
бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы
брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со
скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.
Дистанция, интервал, движение в колонне
Исполнительные и предварительные команды.
и
фронтальным
методом.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на
двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и
левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с
ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально,
спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной
скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений
избирательной направленности на отдельные группы мышц; подтягивания и
отжимания; упражнения в равновесии.
Подвижные игры и игры с элементами баскетбола.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в
движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры
"Бросай - поймай", "Выстрел в небо", игра в мини- баскетбол; броски в щит, в
кольцо.
Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по
неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью
подъема; " остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой
стоек; эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись";
"Бросок ногой". Подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
№
Содержание
п.п.
1.
Формы
Виды
организации
деятельности
Физическое
Спортивные игры, Физкультурно-
совершенствование
соревнования,
оздоровительная,
Комплексы физических
состязания.
игровая.
упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток,
занятий по профилактике и
коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на
развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных
упражнений. Гимнастика для
глаз.
2.
Гимнастика с основами
Спортивные игры, Физкультурно-
акробатики.
соревнования,
Организующие команды и
приемы. Строевые действия в
шеренге и колонне; выполнение
строевых команд.
Акробатические упражнения.
Упоры; седы; упражнения в
группировке; перекаты; стойка
на лопатках; кувырки вперед и
назад; гимнастический мост.
оздоровительная,
игровая.
Акробатические комбинации.
Например: 1) мост из положения
лежа на спине, опуститься в
исходное положение, переворотв
положение лежа на животе,
прыжок с опорой на руки в упор
присев; 2) кувырок вперед в упор
присев, кувырок назад в упор
присев, из упора присев
кувырок назад до упора на
коленях с опорой на руки,
прыжком переход в упор
присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой
гимнастической перекладине:
висы, перемахи. Гимнастическая
комбинация. Например, из виса
стоя присев толчком двумя
ногами перемах, согнув ноги, в
вис сзади согнувшись,
опускание назад в вис стоя и
обратное движение, через вис
сзади согнувшись со сходом
вперед ноги. Опорный прыжок: с
разбега через гимнастического
козла. Гимнастические
упражнения прикладного
характера. Прыжки со
скакалкой. Передвижение по
гимнастической стенке.
Преодоление полосы
препятствий с элементами
лазанья и перелезания,
переползания, передвижение по
наклонной гимнастической
скамейке.
3.
Легкая атлетика.
Спортивные игры, Физкультурно-
Беговые упражнения: с высоким
соревнования,
подниманием бедра, прыжками и
оздоровительная,
игровая.
с ускорением, с
изменяющимся направлением
движения, из разных исходных
положений; челночный бег;
высокий старт с последующим
ускорением.
Прыжковые упражнения: на
одной ноге и двух ногах на
месте и с продвижением; в
длину и высоту; спрыгивание и
запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на
дальность разными способами.
Метание: малого мяча в
вертикальную цель и на
дальность.
4.
Подвижные и спортивные
Спортивные игры, Физкультурно-
игры.
соревнования,
оздоровительная,
На материале гимнастики с
состязания.
игровая.
основами акробатики: игровые
задания с использованием
строевых упражнений,
упражнений на внимание, силу,
ловкость и координацию. На
материале легкой атлетики:
прыжки, бег, метания и броски;
упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
5.
Подвижные и спортивные
Спортивные игры, Физкультурно-
игры.
соревнования,
оздоровительная,
На материале гимнастики с
состязания.
игровая.
основами акробатики: игровые
задания с использованием
строевых упражнений,
упражнений на внимание, силу,
ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики:
прыжки, бег, метания и броски;
упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
7. Тематическое планирование
№
Тема
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
п/п
1. Знания о физической культуре.
Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью
2.
Легкая атлетика
10
6
6
6
3.
Ходьба и бег
4
2
2
2
4.
Прыжки
3
2
2
2
5.
Метание малого мяча
4
2
2
2
6. Подвижные и спортивные
игры
7. Гимнастика с основами
акробатики
8.
Всего
12
33
12
12
12
10
10
10
34
34
34
9.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
1. C.Макарова «Игра, Спорт Диалог в физической культуре» (Москва,
Школьная Пресса, 2002).
2. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Авторсоставитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008).
3. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009).
4. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. Практический материал. - М.: ТВТ
«Дивизион», 2005.
5. Физкультура И.И. Должиков, Москва 2004 год.
6. Развитие физических способностей детей И.М. Бутин, А.Д. Викулов,
Москва 2002 год.
7. В помощь школьному учителю В.И. Ковалько, Москва 2005 год.
Материально-техническое обеспечение:
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
2. Демонстрационные печатные пособия (схемы, плакаты, таблицы).
3. Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи).
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (мячи
волейбольные, баскетбольные, мячи набивные, скакалки, обручи, скамейка
гимнастическая).
5. Средства доврачебной помощи (аптечка).
6. Спортивные залы, пришкольный стадион.
7. Ресурсы интернета.