Рабочая программа по учебному предмету ОФП 1-4 классы

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Общая физическая подготовка» разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29
декабря 2012 года N 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012
года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ
Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598);
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30
августа 2013 г. N 1015 Федерального перечня учебников, рекомендованный
Министерством образования Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019
учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014
года № 253) (с изменениями от 2017 года Приказы № 535, 581, 629);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва, зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2);
- Учебного плана МБОУ «Мугайская ООШ» на 2022 -2023 учебный год;
- Плана – сетки внеурочной деятельности 1-4 классов МБОУ «Мугайская
ООШ» на 2022-2023 учебный год;

на основе:
« Комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1- 11
классов» В. И. Ляха, А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2008г. Программа
рассчитана на обучающихся 1- 4 классов.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель программы:
- формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа
жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности.
Задачи:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических
качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих
систем организма;
–

совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством
обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям
из базовых видов спорта;
–

формирование общих представлений о физической культуре, ее значении
в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
–

обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
–

Рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом
интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных
особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в
повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр, что
позволяет большую часть занятий проводить на улице.
3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
На изучение предмета «физическая культура» отводится 2 часа в неделю с 1 по
4 классы. Для укрепления здоровья и формирования осознанного отношения к
здоровому образу жизни во всех классах с первого по четвёртый реализуются
программы по внеурочной деятельности, направленные на развитие двигательной
активности школьников в количестве 1 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её
совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа
жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социальнонравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность
российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков
образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является
человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,

выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность
формирования
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и
занятий общей физической подготовкой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе её выполнения;

• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов
спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация
отдыха и досуга с использованием средств физической подготовки;
• изложение фактов истории развития физической подготовки, характеристика её
роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
• представление общей физической подготовки как средства укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития
(длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелтельное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их
устранения;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности ;
• организация и проведение занятий общей физической подготовки с разной
целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение
их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса,
регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических
качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;

• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд,
упражнений;

подсчёт при выполнении общеразвивающих

• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком
техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными
способами, в различных условиях.

6. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Основы знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на
спортивной площадке. Общие сведения о травмах и причинах травматизма.
Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы.
Двигательные умения и навыки (31 час).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, прыгучесть.
Совершенствование навыков естественных видов движений.
Упражнения на гибкость: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на
растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах.
Упражнения на развитие быстроты: беговые эстафеты, челночный бег, бег по10 –
30 метров.
Упражнения на развитие прыгучести: прыжки со скакалкой, в высоту, в глубину, с
места, многоскоки.
Строевая подготовка: Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.

Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки,
прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе;
прыжки "лягушкой";
Подвижные игры и эстафеты: эстафеты с предметами и без предметов, эстафеты с
преодолением препятствий. Подвижные игры "Смена мест", "Становись разойдись", "Брось - поймай", "Подвижная мишень", "Прокати быстрее мяч", "
Вызов номеров " и др.
2 класс
Основы теоретических знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах. Краткие
сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее
развитие.
Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на
увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
Двигательные умения и навыки (32 часа).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость,
выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов
движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения
в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические
упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые
эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с
упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и
комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный
бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы
брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со
скакалкой.

Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на
одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым
боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой";
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, преодоление
полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; Комплексы
упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными
движениями руками и ногами; хождение по наклонной скамейке;
Подвижные игры и игры с элементами баскетбола. Баскетбол. Передвижения;
остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя
руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом. Эстафеты с
мячами; Подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания.
3 класс
Основы теоретических знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на
спортивной площадке. Гигиеническое значение водных процедур. Правила
применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее
значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека. Ознакомление с
местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь,
одежда и обувь для занятий и соревнований.
Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и
оборудованием.
Двигательные умения и навыки (32 часа).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость,
выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов
движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения
в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические
упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые
эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.

Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с
упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и
комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный
бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы
брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со
скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.
Дистанция, интервал, движение в колонне
Исполнительные и предварительные команды.

и

фронтальным

методом.

Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на
двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и
левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с
ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально,
спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной
скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений
избирательной направленности на отдельные группы мышц; подтягивания и
отжимания; упражнения в равновесии.
Подвижные игры и игры с элементами баскетбола.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в
движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры с
элементами бега, прыжков, метания "Бросай - поймай", "Выстрел в небо" и др.
4 класс
Основы теоретических знаний (2 часа).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на
спортивной площадке. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Пульс,

частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и
работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль. Двигательные качества,
развиваемые в результате занятий.
Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная
терминология.
Двигательные умения и навыки (32 часа).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость,
выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов
движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения
в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические
упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые
эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с
упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и
комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный
бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы
брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со
скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на
месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в
движении.
Дистанция, интервал, движение в колонне
Исполнительные и предварительные команды.

и

фронтальным

методом.

Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра
и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на
двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и
левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с
ускорением.

Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально,
спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной
скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений
избирательной направленности на отдельные группы мышц; подтягивания и
отжимания; упражнения в равновесии.
Подвижные игры и игры с элементами баскетбола.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в
движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры
"Бросай - поймай", "Выстрел в небо", игра в мини- баскетбол; броски в щит, в
кольцо.
Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по
неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью
подъема; " остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой
стоек; эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись";
"Бросок ногой". Подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
№

Содержание

п.п.
1.

Формы

Виды

организации

деятельности

Физическое

Спортивные игры, Физкультурно-

совершенствование

соревнования,

оздоровительная,

Комплексы физических

состязания.

игровая.

упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток,
занятий по профилактике и
коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на
развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных
упражнений. Гимнастика для
глаз.
2.

Гимнастика с основами

Спортивные игры, Физкультурно-

акробатики.

соревнования,

Организующие команды и
приемы. Строевые действия в
шеренге и колонне; выполнение
строевых команд.
Акробатические упражнения.
Упоры; седы; упражнения в
группировке; перекаты; стойка
на лопатках; кувырки вперед и
назад; гимнастический мост.

оздоровительная,
игровая.

Акробатические комбинации.
Например: 1) мост из положения
лежа на спине, опуститься в
исходное положение, переворотв
положение лежа на животе,
прыжок с опорой на руки в упор
присев; 2) кувырок вперед в упор
присев, кувырок назад в упор
присев, из упора присев
кувырок назад до упора на
коленях с опорой на руки,
прыжком переход в упор
присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой
гимнастической перекладине:
висы, перемахи. Гимнастическая
комбинация. Например, из виса
стоя присев толчком двумя
ногами перемах, согнув ноги, в
вис сзади согнувшись,
опускание назад в вис стоя и
обратное движение, через вис
сзади согнувшись со сходом
вперед ноги. Опорный прыжок: с
разбега через гимнастического
козла. Гимнастические
упражнения прикладного
характера. Прыжки со
скакалкой. Передвижение по

гимнастической стенке.
Преодоление полосы
препятствий с элементами
лазанья и перелезания,
переползания, передвижение по
наклонной гимнастической
скамейке.
3.

Легкая атлетика.

Спортивные игры, Физкультурно-

Беговые упражнения: с высоким

соревнования,

подниманием бедра, прыжками и

оздоровительная,
игровая.

с ускорением, с
изменяющимся направлением
движения, из разных исходных
положений; челночный бег;
высокий старт с последующим
ускорением.
Прыжковые упражнения: на
одной ноге и двух ногах на
месте и с продвижением; в
длину и высоту; спрыгивание и
запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на
дальность разными способами.
Метание: малого мяча в
вертикальную цель и на
дальность.
4.

Подвижные и спортивные

Спортивные игры, Физкультурно-

игры.

соревнования,

оздоровительная,

На материале гимнастики с

состязания.

игровая.

основами акробатики: игровые
задания с использованием
строевых упражнений,
упражнений на внимание, силу,
ловкость и координацию. На
материале легкой атлетики:
прыжки, бег, метания и броски;
упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
5.

Подвижные и спортивные

Спортивные игры, Физкультурно-

игры.

соревнования,

оздоровительная,

На материале гимнастики с

состязания.

игровая.

основами акробатики: игровые
задания с использованием
строевых упражнений,
упражнений на внимание, силу,
ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики:
прыжки, бег, метания и броски;
упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
7. Тематическое планирование
№
Тема
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
п/п
1. Знания о физической культуре.
Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью
2.
Легкая атлетика
10
6
6
6
3.

Ходьба и бег

4

2

2

2

4.

Прыжки

3

2

2

2

5.

Метание малого мяча

4

2

2

2

6. Подвижные и спортивные
игры
7. Гимнастика с основами
акробатики
8.
Всего

12

33

12

12

12

10

10

10

34

34

34

9.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
1. C.Макарова «Игра, Спорт Диалог в физической культуре» (Москва,
Школьная Пресса, 2002).
2. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Авторсоставитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008).
3. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009).
4. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. Практический материал. - М.: ТВТ
«Дивизион», 2005.
5. Физкультура И.И. Должиков, Москва 2004 год.
6. Развитие физических способностей детей И.М. Бутин, А.Д. Викулов,
Москва 2002 год.
7. В помощь школьному учителю В.И. Ковалько, Москва 2005 год.
Материально-техническое обеспечение:
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
2. Демонстрационные печатные пособия (схемы, плакаты, таблицы).
3. Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи).
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (мячи
волейбольные, баскетбольные, мячи набивные, скакалки, обручи, скамейка
гимнастическая).
5. Средства доврачебной помощи (аптечка).
6. Спортивные залы, пришкольный стадион.
7. Ресурсы интернета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».