История Урала-пояснительная записка

Пояснительная записка
Нормативные обоснования.
Рабочая программа элективного курса «История Урала» для 5 и 7 класса
составлена на основе Примерной программы основного общего образования по
истории МО РФ и авторской программы И.С. Огоновской, В.А. Шкерина История
Урала. Программа учебного курса для учащихся основной школы. - Екатеринбург:
«Сократ», 2005. Данная программа опирается на следующее нормативно-правовое
обеспечение:
1. Закон

РФ « Об образовании» в редакции от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;

2.Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области"
3. Примерная
4.

программа основного общего образования по истории

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся,
приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в
исторически

сложившееся

многонациональное

и

многоконфессиональное

сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально
окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о
выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом
опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для
понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично
развивающемся информационном пространстве.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей: образование, развитие и воспитание школьника,
способного к самоидентификакации и определению своих ценностных приоритетов
основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной
деятельности
В

современных

условиях

развития

системы

школьного

образования

необходимым видится не только усвоение учащимися суммы знаний и навыков, но

и формирование у них облика гражданина своей страны. Краеведческая
деятельность в школе, являясь важным фактором регионализации образования,
особым образом способствует гражданско-нравственному воспитанию личности.
Цель курса: обогащение исторической памяти учащихся опытом социальной
культурной адаптации в суровых природных, социально-экономических условиях
Урала и приобщения их к духовным ценностям мировой и отечественной культуры
на основе культурных традиций уральского региона.
Задачи курса:
1.

Знакомство учащихся с историко-краеведческой терминологией, основами

хронологии и периодизации.
2.

Получение учащимися представлений и знаний об историческом развитии

Урала, его роли в отечественной и мировой истории
3.

Формирование

представлений

о

разнообразных

аспектах

социокультурной жизни различных слоев, групп населения, народов Урала, их
взаимовлиянии.
4.

Приобретение учащимися знаний о памятных местах социальной и

культурной истории.
5.

Осознание

учащимися

личной

ответственности

каждого

молодого

человека за судьбу своей семьи, города, края, страны на основе понимания
значимости общественно-полезной деятельности.
Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Воспитательные и развивающие возможности курса
История Урала, как и в целом предмет «история», обеспечивает:
1.

Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этно-

национальной, социальной, культурной самоиндефикации в окружающем мире;
2. Овладение

учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого

общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,,
духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
3.

Овладение умениями применять исторические знания для осмысления сущности

современных общественных явлений, в общении с другими людьми современном
обществе;

4.

Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству -

многонациональному

Российскому

государству,

в

соответствии

с

идеями

взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и нардами, в духе
демократических ценностей современного общества;
Данный курс на ступени основного общего образования направлен на
обогащение знаний учащихся опытом социальной культурной адаптации в суровых
природных, социально-экономических условиях Урала и приобщения их к духовным
ценностям мировой и отечественной культуры на основе культурных традиций
уральского региона.
Отбор

содержания

проведен

с

учетом

возрастных,

психологических

особенностей учащихся.
Методический комментарий
Значительное

место

в

программе

курса

уделено

системности

и

сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем
аспектам истории Урала экономической, политической, социальной, культурной,
повседневной жизни уральцев. В программе не предписывается следование какойлибо исторической доктрине. Отбор

содержания курса осуществляется

в

соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Речь идет о
совокупности

ключевых

фактов

и

понятий

истории,

так

же

элементов

методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные
возможности и собственный социальный опыт учащихся. История Урала является
интегрированным курсом, вбирающим в себя содержательные аспекты истории,
географии, МХК, литературы и является мостом для сотрудничества с музеями,
картинными галереями, бюро путешествий. В курсе запланированы посещения
музеев.
Реализация программы будет проходить в виде лекций с последующим
опросом, проведением практических работ, анализа исторических документов,
обсуждением и сопоставлением полученной информации из различных источников.
Предполагается использование в ходе обучения метода проектов, наглядноиллюстративного, коммуникативного методов, метода проблемного обучения и др.
В процессе знакомства учащихся с историей родного края предполагается
создание папок с материалами, презентаций, викторин, кроссвордов и т.д.

Количество часов, отводимых на изучение курса
По учебному плану школы на изучение учебного курса «История Урала» в 5,
7 классах отводится 34 часа (1 часа в неделю).
Формирование общеучебных умений и навыков.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
рамках познавательной деятельности изучение истории Урала способствует
закреплению

умения

выделять

характерные

причинно-следственные

связи,

определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать,
умения различать факты, мнения, доказательства. При выполнении творческих
работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной
задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца
деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии
общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной
деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить
информационно- смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные
высказывания, составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории Урала
учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью,
умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры,
подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и
коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники
информации, включая энциклопедии, Интернет- ресурсы, презентации и др.
Содержание учебного курса
Важным содержательным направлением курса является изучение истории
Урала и его перспективы (экономические, социально-политические, культурные,
национально-этнические), с которыми выпускник может связать свою судьбу.
В рабочей программе рассматривается материал по истории Урала, который

включает в себя сведения с древнейших времен до конца 20 века.
В

связи

с

этим

содержание

курса

история

в

рабочей

программе

рассматривается через следующие модули:
- Происхождение
- Вхождение

народов Урала

Урала в состав России.

- Урал

в XVIII в.

- Урал

в XIX- начале XX вв.

- Урал

в XX веке
Учебно-методическое обеспечение программы. Литература:

1.

Закон РФ «Об образовании»

2.

Федеральный компонент государственного стандарта. История. Базовый
уровень. Вестник образования №14, 2004.

3.

Региональный

(национально-региональный)

компонент

государственного стандарта дошкольного, начального основного,
общего полного (среднего) образования Свердловской области.
Вестник регионального образования №1,
2006.
4.

Виноградов, Н.Б., Чагин, Г.Н., Шкерин, В.А. История Урала с древнейших

времен до конца XVIII века. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов.Екатеринбург, 2009

Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе
учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
H.

Знания хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки
и периоды ключевых процессов, а так же даты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком. Устанавливать
последовательность исторических событий.

2.

Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место,
обстоятельства, участников. Результаты важнейших исторических событий;
группировать факты по различным признакам.

3.

Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на
легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и
различия.

4.

Описание:

рассказывать

об

исторических

событиях

и

их

участников;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов составлять описание исторических памятников.
5.

Анализ, объяснение: различать факты и его описание; соотносить единичные
исторические факты и общие явления; раскрывать смысл, значение важнейших
исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять
в них общее и различия.

6.

Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и
личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять свое
отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их
оценку.

7.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять
исторические знания для раскрытия причин, оценки сущности современных
событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в
общении с людьми в школе и вне школьной жизни, как основу диалога в
поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».