Рабочая программа курса
«Функциональная грамотность»
для 5–7-х классов
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных
документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ от 17.12.2010 № 1897 с изменениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
Общее количество учебных часов за 3 года обучения — 102, в каждый год
реализации программы уроки проводятся 1 час в неделю. В результате в 5-м
классе — 34 часа, в 6-м классе — 34 часа, в 7-м классе — 34 часа.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось
в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в
обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и
стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью
людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и
т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в
первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым
исследованием
качества
общего
образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?», является исследование PISA (Programme for International
Student
Assessment),
инициированное
Организацией
экономического
сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными
научными организациями, при участии национальных центров.
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. Первоначально в данном исследовании PISA оценивалось четыре
вида грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и
финансовая. В дальнейшем добавляется оценка креативности мышления,
глобальные компетенции и совместное решение проблем. Следовательно,
исследование развивается.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «...в 2024
году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, её развитие у школьников необходимо не только для повышения
результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для
развития российского общества в целом.
Низкий
уровень
функциональной
грамотности
подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников.
Результаты лонгитюдных1 исследований, проведённых на выборках
2000 и 2003 годов странами — участницами мониторингов PISA, показали,
что
результаты
обучающихся
оценки
являются
функциональной
надёжным
грамотности
индикатором
15-летних
дальнейшей
образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребёнка во взрослой жизни. Поэтому
актуальность развития функциональной грамотности обоснована ещё и тем,
что
субъекты
образовательного
процесса заинтересованы
в
высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует
их функциональная грамотность.
Таким
образом,
значимость
формирования
функциональной
грамотности для становления личности определила основную цель программы.
Цель.
Основной
целью
программы
является
развитие
функциональной
грамотности обучающихся 5–7-х классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов
грамотностей:
Математическая грамотность: способности человека формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность
включает
математические
рассуждения,
использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Читательская
грамотность:
способности
человека
понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
1 Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в
частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же
группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти
объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои
значимые признаки. Например, результаты одних и тех же школьников, но
в последовательном переходе их из класса в класс.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования, основанных на научных доказательствах выводов
в связи
с естественнонаучной
особенности
естествознания
демонстрировать
проблематикой;
как
формы
понимать
основные
человеческого
познания;
осведомлённость в том, что естественные науки и
технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные
решения
в
разнообразных
финансовых
ситуациях,
способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление: развитие творческих мыслительных способностей
обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления: беглость
— способность быстро генерировать поток идей, возможных решений,
подходящих объектов; гибкость — способность применять разнообразные
подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение
рассматривать
имеющуюся
информацию
с
разных
точек
зрения;
оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные,
необычные идеи и решения;
способность
расширять,
способность
развивать,
к детальной
приукрашивать
и
разработке;
подробно
разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации,
его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и
общества;
формирование аналитического и
критического
мышления;
осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного
многообразия мира.
Планируемые
результаты
Метапредметные и предметные результаты
Грамотность
Читательская
5-й класс
находит
и
извлекает
информацию
из различных
текстов
Математическая находит и
извлекает
математическу
ю информацию
в различном
контексте
Естественнонаходит и
научная
извлекает
информацию о
естественнонау
чных явлениях
в различном
контексте
6-й класс
применяет извлеченную
из текста информацию
для решения разного
рода проблем
Финансовая
применяет финансовые
знания для решения
разного рода проблем
Креативное
мышление
Глобальные
компетенции
находит
и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
фантазирует,
выдвигает
разнообразные
идеи
находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов,
касающуюся
глобальных
проблем
7-й класс
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста
применяет
формулирует
математические знания
математическую
для решения разного рода пробл му на
проблем
основе анализа
ситуации
объясняет и описывает
естественно- научные
явления на основе
имеющихся научных
знаний
развивает, уточняет,
детализирует
разнообразные идеи
осознает и пони- мает
глобальные проблемы,
осознает межкультурные
различия, понимает
важность
взаимоотношений с
представителями других
культур
распознает и
исследует личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные проблемы
в различном
контексте
Анализирует
информацию
в
финансовом
контексте
оценивает,
анализирует,
выдвигает
креативные идеи
анализирует
и
критически
оценивает
информацию
Личностные результаты
Грамотность
Читательская
Математиская
Естественнонаучная
Финансовая
Креативное
мышление
Глобальные
компетенции
5–7-е классы
оценивает содержание прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей; формулирует
собственную позицию по отношению к прочитанному
объясняет гражданскую позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе
математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе
естественнонаучных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
оценивает финансовые действия в конкретных
ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей, прав и обязанностей гражданина страны
способен получать новые знания, креативно мыслить,
решать возникшие проблемы, выдвигать идеи
открыт представителям иных культур, взаимодействует
уважительно (уважение других культур и культурных
отличий), способен сочувствовать, обладает широтой
взглядов и ответственностью
Содержание курса «Функциональная грамотность»
5-й класс
Читательская
фольклорном
грамотность:
произведении.
Определение
Пословицы,
основной
поговорки
как
темы
в
источник
информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа с
текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов:
текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным
текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда
говорит
правду.
Первые
шаги
в
геометрии.
Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание.
Разбиение
объекта
на
части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды. Земля,
внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты
Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно
делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги.
Креативное мышление: Невероятные ситуации. Придумай животное.
Если нельзя, но очень надо. Завершение фигуры. Изменения и улучшения.
Смешение свойств. Спрячь слово. Как поднять другому настроение.
Глобальные компетенции: Человек и природа: охрана природы,
ответственное отношение к живой природе. Традиции и обычаи.
Многообразие культур и идентификация с определенной культурой. Семья:
роль семьи в жизни общества, демографическая проблема (старение, дети).
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в
эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания
художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных
текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж).
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая
грамотность:
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы
логики,
теории
вероятности,
комбинаторики:
таблицы,
диаграммы,
вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления
теплового
расширения
для
измерения
температуры.
Плавление
и
отвердевание. Испарение и конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Как заработать деньги?
Креативное мышление: Газетный репортаж. Гости с других планет.
Незавершённые истории. Магическая дверь. Новая жизнь старых вещей.
Спрятавшиеся рисунки.
Глобальные компетенции: Здоровье: глобальные проблемы и ос- новы
здорового образа жизни, продовольственная проблема. Права человека как
ценность.
Равноправие,
противостояние
политическому,
расовому,
гендерному, религиозному и другим видам неравенства, миграция и
беженцы.
7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление
содержания
текстов
публицистического
стиля.
Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы
текстов:
текст-объяснение
толкование,
определение).
(объяснительное
Поиск
сочинение,
комментариев,
резюме,
подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для анализа.
Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи
на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач
реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной
форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все
тела
нам
кажутся
сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и га- зов.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, тор- надо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование
океана. Использование подводных Дронов. Эволюция органического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны
платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в
вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный
бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных
пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков.
Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
Креативное мышление: Если бы я писал книгу. Что ты видишь. Истории
и легенды. От точки к точке. Свой город. Реклама на коробках. Рекламный
щит.
Глобальные
компетенции:
Основные
причины
возникновения
глобальных проблем. Человек и природа: мировой океан, изменение
климата, дефицит воды, энергетическая и сырьевая проблема. Права
человека. Образование как ценность и право.
Тематическое планирование
Код
урока
Тема урока
Количество
часов
5-й класс
5чг-1
5чг-2
5чг-3
5чг-4
5чг-5
5мг-1
5мг-2
5мг-3
5мг-4
5мг-5
5ен-1
5ен-2
5ен-3
5ен-4
5ен-5
Читательская грамотность
Определение основной темы в фольклорном
произведении
Пословицы, поговорки как источник информации
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое). Работа со сплошным текстом
Математическая грамотность
Задачи на переливание и взвешивание
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду
Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание
Первые шаги в геометрии. Разбиение объекта на
части и составление модели
Комбинаторные задачи. Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков
Естественно-научная грамотность
Звуки живой и неживой природы. Слышимые
и неслышимые звуки. Шум и его воздействие
на человека
Движение и взаимодействие частиц
Вода. Уникальность воды
Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера
Земли
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5фг-3
5фг-4
5фг-5
Финансовая грамотность
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
5кр-1
5кр-2
5кр-3
5кр-4
5кр-5
Креативное мышление
Невероятные ситуации. Придумай животное
Если нельзя, но очень надо
Завершение фигуры
Изменения и улучшения. Смешение свойств
Спрячь слово. Как поднять другому настроение
5фг-1
5фг-2
5гл-1
5гл-2
5гл-3
5гл-4
5гл-5
5ит-1
5ит-2
5ит-3
5ит-4
Глобальные компетенции
Человек и природа: охрана природы,
ответственное отношение к живой природе
Традиции и обычаи
Многообразие культур и идентификация с
определенной культурой
Семья: роль семьи в жизни общества
Семья: демографическая проблема (старение,
дети)
Итоговые занятия
Работа над проектом в малых группах
Защита проекта
Составление вопросов для проведения
интеллектуальной игры
Интеллектуальная игра «Ты- мне, я - тебе»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6-й класс
6чг-1
6чг-2
6чг-3
6чг-4
Читательская грамотность
Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Сопоставление содержания художественных
текстов
Определение авторской позиции в художественных
текстах
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт,
1
1
1
1
6чг-5
6мг-1
6мг-2
6мг-3
6мг-4
6мг-5
репортаж)
Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты
Математическая грамотность
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: движение
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: работа
Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры
на клетчатой бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
6ен-4
6ен-5
Естественнонаучная грамотность
Тело и вещества
Агрегатные состояния вещества
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
для измерения температуры
Плавление и отвердевание
Испарение и конденсация
6фг-1
6фг-2
6фг-3
6фг-4
6фг-5
Финансовая грамотность
Удивительные факты и истории о деньгах
Нумизматика. «Сувенирные» деньги
Фальшивые деньги: история и современность
Виды доходов. Заработная плата
Как заработать деньги?
6ен-1
6ен-2
6ен-3
6кр-1
6кр-2
6кр-3
6кр-4
6кр-5
Креативное мышление
Газетный репортаж
Гости с других планет
Незавершённые истории.
Магическая дверь
Новая жизнь старых вещей
Спрятавшиеся рисунки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6гл-1
6гл-2
6гл-3
6гл-4
6гл-5
6ит-1
6ит-2
6ит-3
6ит-4
Глобальные компетенции
Здоровье: глобальные проблемы и основы
здорового образа жизни
Продовольственная проблема
Права человека как ценность
Равноправие, противостояние политическому,
расовому, гендерному, религиозному и другим
видам неравенства
Миграция и беженцы
Итоговые занятия
Работа над проектом в малых группах
Защита проекта
Составление вопросов для проведения
интеллектуальной игры
Интеллектуальная игра «Ты – мне, я – тебе»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7-й класс
7чг-1
7чг-2
7чг-3
7чг-4
7чг-5
7мг-1
7мг-2
7мг-3
7мг-4
Читательская грамотность
Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации
Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная ситуация
в текстах
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели дальнейшего
использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение)
Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль
Математическая грамотность
Задачи практико-ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни
Задачи практического содержания
Решение задач реальной жизни
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7мг-5 Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и
линейные диаграммы, гистограммы
7ен-1
7ен-2
7ен-3
7ен-4
7ен-5
Естественнонаучная грамотность
Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей
и газов
Атмосферные явления. Ветер. Направление
ветра. Ураган, торнадо
Землетрясение, цунами, объяснение их
происхождения
Исследование океана. Использование подводных
Дронов
Эволюция органического мира
7фг-5
Финансовая грамотность
Что такое налоги и почему мы их должны
платить? Виды налогов. Подоходный налог.
Какие налоги уплачиваются в вашей семье?
Пеня и налоговые льготы
Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял
работу
История возникновения банков. Как накопить,
чтобы купить?
Всё про кредит
7кр-1
7кр-2
7кр-3
7кр-4
7кр-5
Креативное мышление
Если бы я писал книгу. Что ты видишь
Истории и легенды
От точки к точке. Свой город
Реклама на коробках
Рекламный щит
7фг-1
7фг-2
7фг-3
7фг-4
7гл-1
7гл-2
7гл-3
Глобальные компетенции
Основные причины возникновения глобальных
проблем
Человек и природа: мировой океан, изменение
климата, дефицит воды
Энергетическая и сырьевая проблема
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7гл-4
7гл-5
7ит-1
7ит-2
7ит-3
7ит-4
Права человека
Образование как ценность и право
1
1
Итоговые занятия
Работа над проектом в малых группах
Защита проекта
Составление вопросов для проведения
интеллектуальной игры
Интеллектуальная игра «Ты – мне, я – тебе!
1
1
1
1